Рецензия на сериал «Оффлайн»
В современном мире все становится цифровым. В том числе явления, которые связаны с нарушением закона. Приложение с невинным названием BeHappy позволяет любому желающему купить онлайн наркотики. Соответственно, пользуются этим сервисом многие. Но цифровой мир несет в себе не только новые возможности, но и серьезные угрозы. Неизвестный по кличке Анонимус взламывает приложение и выкладывает в общий доступ данные всех его пользователей. Теперь его создателям приходится спасать не только свой темный бизнес, но и собственные жизни — на взломе Анонимус явно останавливаться не собирается и объявляет наркоторговцам и их клиентам настоящую войну.
“Оффлайн” на первый взгляд может показаться нехитрым этюдом, попыткой художественно осмыслить мрачное явление современности, мир “закладок” и даркнета. Но создатели сериала явно на этом решили не останавливаться и поставили планку выше. На основе зарисовки о приложении и наркоторговле сценарист Владислав Кид (ранее он работал над “Кухней”) сочинил сложносочиненное полотно, в котором отношения между героями, характеры, события переплетаются самым причудливым образом. Главный герой, основатель пресловутого приложения (Никита Ефремов) прописан до мелочей: живет даже не двойной, а тройной жизнью. Консультирует силовиков в области кибербезопасности, ведет темные дела в сети и одновременно сражается за хрупкое, как никогда семейное счастье с женой (Марина Ворожищева).
В самой истории есть место примерно всем явлениям современности, причем показаны они ничуть не менее зло и метко, чем вселенная онлайн-маркетплейсов: тут есть и силовики, и политики, и домохозяйки, и охранники-чоповцы, и простые мужики, увлеченные пивом, Лепсом и футболом. Причем их образы далеки от карикатурности: срез общества получился вполне достоверным. Сотрудники спецслужб (закрепившийся в образе полицейского Денис Шведов и Полина Максимова) пытаются грубой силой справиться с совершенно непонятным им, деликатным и сложно устроенным цифровым миром. Местный парламентарий (Игорь Черневич) наделен не только мрачным нравом и хитроумностью, но и каким-то характером, и слабостями, даже семья есть, с которой у него не самым лучшим образом складываются отношения. Ну, а пьяные мужики с Лепсом вовсе составляют очень яркий и выразительный бэкграунд, делают историю кладменов и специалистов по цифровой безопасности еще более осязаемой и живой.
Несколько странным выглядит визуальное решение этого натуралистичного, шершавого сюжета. Актер Кирилл Плетнев, который выступил здесь в качестве режиссера, по возможности сгладил все острые углы. Локацией создатели выбрали теплый, европейский, курортный Калининград: странно и чужеродно на брусчастках и зеленых улочках района Амалиенау выглядят похождения брутальных кладменов и спецслужбистов. Фактура — вообще не сильная сторона “Оффлайна”: Плетнев и его команда делают все возможное, чтобы она была как можно более условной, ненавязчиво-нарядной и безликой. Сказать, что для радикального и смелого сюжета “Оффлайна” такой подход плохо применим — ничего не сказать.
Но сценарий Кида и мощные, добротные актерские работы (в первую очередь, конечно, Ефремова-младшего, которому, наконец, досталась роль достойного размаха), благо, позволяют на эти безыскусные оформительства просто закрывать глаза. Нужно все-таки очень внимательно смотреть сериал “Оффлайн”, чтобы разглядеть элементы стиля — тем более, что сама история куда больше и внушительнее, чем любые попытки ее сгладить.
Автор статьи: Алексей Шипилов
Эксперт по шоубизнесу, кино и сериалам